Учрежден новый судебный орган - Дисциплинарное судебное присутствие
Мы гарантируем, что наше предложение не содержит никаких хитростей, уловок или подводных камней. Наши клиенты уверены ...
В Москве к длительным срокам заключения приговорили квартирных аферистов...
Кредиторам несостоятельных компаний станет проще отстаивать свои требования
5 июня 2009 года вступают в силу поправки в федеральный закон в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Они направлены на совершенствование регулирования процедуры банкротства, устранение выявленных правоприменительной практикой пробелов и неточностей в законодательстве, регулирующем данную область. Однако теперь над потенциальными банкротами нависла новая угроза. Любая сделка совершенная ими, может быть оспорена, а значит, есть риск, что никто попросту не захочет сотрудничать с фирмой, попавшей в затруднительное финансовое положение.
Новые поправки расширяют возможности оспаривания подозрительных сделок должника и сделок с предпочтительным предоставлением. Теперь отменить ту или иную сделку можно будет как по объективным основаниям – неравноценности встречного исполнения, так и в зависимости от субъективного критерия – намерения должника умалить возможности кредиторов в удовлетворении их требований за счет его имущества.
«До сих пор действующее гражданское законодательство не позволяло быстро и эффективно оспаривать сделки, направленные на незаконное отчуждение имущества должником в преддверии банкротства. Анализируя судебную практику, можно сделать вывод о том, что оспорить сделку по выводу активов сложно, так как некоторые действия суд не признавал сделками, например, оплату платежного поручения, предоставление работнику имущественных благ и т.п.», - поясняет Анастасия Галстян, руководитель судебного департамента Юридической группы «Верховный СоветЪ». Теперь же закон предусматривает возможность оспаривания не только сделок, но и действий должника по исполнению обязательств, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным, налоговым, таможенным и процессуальным законодательством.
Также принятые поправки вводят новое определение подозрительной сделки. Теперь под него будут подпадать сделки, совершенные должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после его принятия, при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной, в том числе в случае, если условия этих сделок существенно – в худшую для должника сторону – отличаются от условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.
Кроме того, подозрительной будет признана сделка, совершенная должником в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов, если она была совершена в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом или после принятия указанного заявления, и если в результате ее совершения был причинен вред имущественным правам кредиторов, а другая сторона сделки знала об указанной цели должника к моменту совершения сделки.
По словам эксперта юридической компании «Верховный СоветЪ», до вступления в силу новых поправок зачастую отсутствовали правовые основания для оспаривания убыточных для должника сделок, например, с неравноценным встречным исполнением. В результате многие дела завершались тем, что кредиторы практически ничего не получали и, по сути, финансировали процедуру банкротства должника. А должник сохранял под своим контролем имущество, которое он до возбуждения дела о банкротстве вывел по фиктивным сделкам на подконтрольные лица и организации.
После вступления в силу рассматриваемых поправок в закон борьба с такими действиями должника и иных третьих лиц будет осуществляться за счет имущества, возвращаемого по оспоренным действиям должника, а также за счет имущества участников или акционеров, которые имели возможность определять действия должника.
«Следует иметь в виду, что Закон о банкротстве не содержит никаких указаний на специальные последствия признания сделок недействительными. Значит, в отношении недействительных сделок должника должны применяться общие правила ГК РФ о реституции», - отмечает эксперт компании«Верховный СоветЪ».
Однако в процессе правоприменительной деятельности выявляется явное несоответствие норм Закона о банкротстве нормам Гражданского кодекса, предусматривающим правила о двусторонней реституции в отношении недействительных сделок.
«После признания должника банкротом все требования к нему (за небольшим исключением) могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, а исполнение обязательств должника допускается лишь в случаях и порядке, которые установлены Законом о банкротстве. Следовательно, такое несоответствие влечет парадоксальную ситуацию, при которой реституционное требование подлежит исполнению должником лишь в рамках конкурсного производства, т.е. в порядке общей очередности требований кредиторов. Это означает, что добросовестный кредитор, предоставивший должнику по оспариваемой сделке равноценное возмещение, реально потерпит убытки, возвратив должнику все полученное от него по сделке и не получив обратно того, что он исполнил в пользу должника», -- поясняет Анастасия Галстян, руководитель судебного департамента Юридической группы «Верховный СоветЪ».
Кроме того, при практическом применении рассматриваемых положений закона могут появиться злоупотребления в процессе оспаривания сделок и признания их недействительными. «Упрощение процедуры доказывания умысла должника по подозрительной сделке с целью скрыть имущество от взыскания ведет к тому, что организации лишаются возможности самостоятельно урегулировать свои проблемы и предотвратить банкротство путем досудебных мероприятий», - отмечает эксперт.
С другой стороны, по словам Галстян Анастасии, конкурсный управляющий может обратить внимание на «подозрительную» сделку, а может и не обратить. Но обязывать его проверять все сделки нельзя, иначе у компаний, которым может грозить банкротство, никто ничего покупать не будет, так как существует угроза – «в любой момент все могут отнять обратно».
Тем не менее, новые поправки существенно упрощают процедуру доказывания недействительности сделок, которые привели к причинению убытков кредиторов, и вводят субсидиарную ответственность лиц, способствовавших наступлению банкротства компании. Осуществление указанных положений позволит увеличить размер конкурсной массы за счет возврата имущества, незаконно выведенного должником в преддверии банкротства.